• Звоните: +7(342)240-08-98, +7(904)848-07-97 +7(342)247-08-98
  • Пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • г.Пермь, Чернышевского, 28

Апрель. Снова весна! Все в ожидании солнца, лета! Но ежегодно в Пермском крае около 30 тысяч человек в это время выслушивают последние наставления взрослых по поводу будущей профессии, варианта получения образования, выбора образовательной организации, в которой предстоит превратиться из школьника в востребованного специалиста…

Эта статья, скорее всего, рассчитана на «взрослую» аудиторию, дающую советы, корректирующую решения детей, а порой и диктующую своим чадам на какую специальность настраиваться, где учиться и, тем более, по какому варианту образовательного пути двигаться.

В настоящее время средства массовой информации начали убеждать всех в важности инженерных специальностей, специальностей в сфере информационных технологий (ИТ). Рынок труда для этих специалистов интенсивно растет из года в год. Однако, до сих пор конкурсы на гуманитарные факультеты до сих пор очень высоки. А где трудоустраиваться? Многие родители старшеклассников заблаговременно начинают «паниковать» по поводу ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, а в десятом – одиннадцатом классе бросают все силы на подготовку к этим испытаниям. Все около абитуриентские проблемы вносят серьезный «накал» в жизнь семей выпускников.

Чтобы как – то попробовать разобраться во всем этом надо внимательнее посмотреть на современное общество. Стоит серьезно обдумать на сколько выпускник осознанно выбрал будущую профессию. А если еще не выбрал, а если еще сомневается?

Если не определились с выбором профессии, возможно, стоит начать с профессионального образования в сфере информационных технологий?

За суетой повседневной жизни мы не обращаем внимание на то, как меняется жизнь вокруг нас. Если «остановиться» и посмотреть вокруг, мы обнаружим, что окружены средствами автоматизации. Стиральная машина, холодильник, микроволновая печь, телевизор, смартфон, автомобиль, банкомат… да мало ли еще вокруг сложных запрограммированных устройств. С каждым годом информационные технологии меняются сами и все настойчивее изменяют мир вокруг нас.

В социальном плане знание информационных технологий дает нам уверенность и помогает в построении карьеры. Все понимают, что информационные технологии надо осваивать профессионально. Но как это сделать, когда, где?

Во всех школах проводятся уроки информатики. Появляются профильные классы, профильные школы. Однако, возможно ли получить профессиональную ИТ подготовку в школе, чтобы дальше успешно строить карьеру в иных сферах?

Вероятнее всего, нет. Почему? Потому, что изменившаяся реальность диктует другое отношение и к информации, и к средствам информатизации, и к самим технологиям, превратившимися уже сегодня в «инструмент» деятельности во всех сферах общества. «Инструмент» сложный, своеобразный, без специальной подготовки полноценно не используемый. Простой пример: автомобиль – «инструмент» перемещения из точки А в точку Б, но чтобы его использовать полноценно, без вреда для окружающих необходимо пройти профессиональное обучение! А информационные технологии – это тоже и благо, и зло, способное причинить вред.

Действующее в Российском образовании законодательство подсказывает возможности раннего получения профессиональных знаний. Можно сказать, вариант прохождения профессиональных проб. И в сфере ИТ - это не столько олимпиады по информатике, изучение различных сред программирования, освоение конструкторов сайтов и прочее, что по сути является демонстрацией одной из возможностей сложного «инструмента». (Вернемся к автомобилю. Конкурсы, например, демонстрируют способность быстро разогнаться с места до 100 км в час, или настроить работу какого-либо узла… Но доверить перевозку людей человеку, который только виртуозно трогается с места было бы опасно.)

Нельзя забывать, что специалистом становится человек, получивший профессиональное образование. Здесь ключевым моментом является образование.

Где учиться?

По стереотипам, устоявшимся в обществе – в ВУЗе. Но… Сегодня вузовское образование – это 4 года бакалавриата на очной форме, при этом существенную часть знаний студент получает самостоятельно даже при очном обучении. Посмотрите расписание очных групп вузов. Студент занят 3 – 4, редко 5 дней в неделю по 3 – 4 пары. Таким образом, студент работает с преподавателем около 20 часов в неделю, остальное время он должен самостоятельно получать и перерабатывать информацию. Но далеко не все, даже успешные выпускники, готовы к такому осознанному режиму работы. Среднестатистический выпускник привык к тому, что над его действиями есть контроль, а материал ему доходчиво объясняет преподаватель. Отсюда частые отчисления в ВУЗах на высокоинтеллектуальных направлениях подготовки. Запустил, не рассчитал возможности, накопил несданные работы…

Иная ситуация сохраняется в среднем профессиональном образовании (СПО). Обязательная нагрузка студента установлена Федеральным государственным образовательным стандартом – 36 часов в неделю. К студенту относятся как ко взрослому человеку, но контроль, хоть и ослабленный по сравнению со школой, сохранен. Обучение по специальностям в сфере информационных технологий на среднем профессиональном уровне: после 9 класса – 4 учебных года, после 11 класса – 3 учебных года. Бакалавр учится дольше только на 1 год! В пользу среднего профессионального образования сегодня говорит и тот факт, что это практикоориентированное образование. Около 60% учебного времени студент закрепляет на практике теоретические знания, формируя профессиональные компетенции. Это уже не школьник, который просто умеет что-то делать, а специалист, который знает зачем/почему, как, в какой связи с остальным процессом необходимо выполнять профессиональные функции.

Да, поступая на среднее профессиональное образование выпускнику 11 класса нужно помнить о том, что отсрочка от призыва на военную службу возможна только на усмотрение военкома (официальной льготы нет с 2008 года, однако никто из родителей юношей не попробовал оспорить в судебном порядке такую дискриминацию по уровню профессионального образования).

А выпускник 9 класса, поступая на обучение в образовательную организацию СПО, получает ряд преимуществ перед сверстниками, продолжающими учебу в школе, а дальше в ВУЗе. Поступив на обучение после 9 класса, студент за 4 учебных года становится специалистом. И не просто получает представление о будущей профессиональной деятельности, а готов к началу построения карьеры. В то время его сверстники в ВУЗе после 11 класса заканчивают только 2-ой курс и не представляют, чем будут реально заниматься после окончания обучения. 

С другой стороны, выпускник СПО – дипломированный специалист, профессионально владеющий, в нашем случае, информационными технологиями. При ошибочном выборе специальности (ну «напрягает» его проектировать и реализовывать автоматизированные информационные системы…) он может изменить профессиональное направление. Учитывая, что информационные технологии являются базовым инструментом во всех сферах деятельности, такой специалист после получения высшего образования в сфере экономики, права, разработки природных ресурсов, социологии и политологии… приобретает существенный преимущество для построения карьеры.

Следующий вопрос – в какой образовательной организации учиться?

И в этом вопросе необходимо существенно менять устоявшиеся взгляды. Нас только приучили к «прелести» непрерывного образования, а сегодня нормы этого непрерывного образования уже оформлены законодательно. Преемственность уровней профессионального образования заложена в нормы Закона об образовании. И не важно диплом какой образовательной организации у тебя на руках, ты имеешь право на индивидуальный учебный план с ускоренным получением высшего образования. Пропадает привлекательность среднего профессионального образования внутри ВУЗа. Особенно для выпускников 9 классов. Задайтесь вопросом: «какого качество будет получено образование девятиклассником, если ему большинство материала вынести на самостоятельное изучение?». Да и «гладкий переход» в ВУЗ для выпускников любого СПО (по вступительным испытаниям ВУЗа) возможен только на внебюджетной основе. Чтобы поступить на бюджет необходимо точно так же, как и всем остальным выпускникам, сдать ЕГЭ, набрать нужное количество баллов…

В настоящее время особую актуальность принимают отношения с работодателями. Происходит возврат к старой доброй привязке образовательной организации к производству. Если рассматривать все ту же сферу информационных технологий, то близость инновационных предприятий позволяет студентам не только увидеть, а еще и поучаствовать в освоении новых перспективных технологий.  Снова обратимся к примерам. Наша образовательная организация в 2015 году вошла как звено СПО в «Инженерный лифт» Пермской научно-производственной приборостроительной компании. В декабре студентам 3-го курса была предоставлена возможность познакомиться с работой на 3D принтерах. Надо было не только разобраться с технической стороной процесса, но и освоить программное обеспечение, позволяющее создать модель для печати. В начале февраля на выставке «Образование. Карьера. 2016» наши ребята уже демонстрировали возможности 3D печати посетителям. Интересная работа была сделана студентом 3-го курса Денисом Толкачевым – создана эскизная 3D модель сгоревшего в Суксуне памятника архитектуры, усадьбы Каменских (по фотографиям). Ролик модели можно посмотреть на сайте cit-psu.ru. И это только один из видов устройств и программного обеспечения, с которым ребятам разрешили поработать.

Еще одним плюсом привязки к предприятию является раннее знакомство с производством. Студенты знакомятся с производством через получаемую специальность или наоборот. Каждый «примеряет» на себя где, на каком производстве можно работать в последствии. И предприятию такое сотрудничество выгодно, не надо искать где-то специалистов, закрывая вакансии, не надо «переучивать».

Высшее образование в составе инженерного лифта тоже становится более гармоничным элементом профессионального роста. Это, прежде всего, целевая подготовка по направлению предприятия. Для наших ребят открывается возможность продолжения образования не только в пермских ВУЗах, но и в ведущих ВУЗах России. При этом за обучение платит предприятие.

Есть и «больной» вопрос, особенно сегодня, когда очередной раз все подорожало, а зарплаты не увеличились… Бесплатное обучение?

Бюджетных мест на всех не хватит?

Да, и с этим трудно поспорить. Но, тем не менее, места эти есть, и кто-то на них поступает, проходит по конкурсу. Однако здесь необходимо серьезно задуматься над тем где, за какие деньги, по какой специальности получать образование. Стоит ли из-за малого количества бюджетных мест поступать туда, где не очень-то хотелось бы учиться? С этим вопросом лучше разбираться на примере. Выпускник хочет получить образование по направлению информационная безопасность. 1 вариант: идти в 10 класс и в ВУЗ. Но в ВУЗах Перми только 38 бюджетных мест (ПГНИПУ и ПГНИУ), стоимость обучения на 1 курсе при платном варианте более 150 тысяч рублей с ежегодным увеличением. В ВУЗах Москвы 1 курс стоит за 250 тысяч рублей. Как быть? Выходом в этой ситуации, возможно, станет путь поэтапного получения образования через средний профессиональный уровень. Стоит посмотреть в каких образовательных организациях есть лицензия на интересующие специальности. Посмотреть сайт организации, зайти в учебное заведение и фактически на месте поинтересоваться расписанием, мнением студентов, поговорить с администрацией, ведь придется общаться с ними и дальше, если ребенок будет учиться там.

Следующий выбор: есть бюджетный прием, но сомнения в качестве образования, а там, куда хотелось бы отдать чадо на обучение, нет бюджетного приема или стоимость обучения выше???

Взвесьте все! И снова пример: В нашей образовательной организации стоимость обучения на следующий, 2015-2016 учебный год на очной форме для выпускников 9 классов установлена в соответствии с плановой сметой 62 тысячи рублей в год, а в бюджетных организациях на «внебюджете» для подобных специальностей установлена стоимость порядка 40 - 45 тысяч рублей. Большая разница, но… Наши студенты обучаются первые два курса в режиме продленного дня, и в стоимость обучения входит: непосредственно обучение, кураторское сопровождение, культурные и развивающие мероприятия, экскурсии, ежедневный полноценный обед. Да, ребенок у нас находится весь рабочий день, но «под присмотром», учится, получает дополнительные знания, накормлен. А сейчас посчитаем: 62 тысячи рублей – это 6200 рублей в месяц, 1240 рублей в неделю, при 25 рабочих днях – 248 рублей в день. Иначе, при 36 часах учебной нагрузки стоимость 1 учебного часа составляет 35 рублей (а у нас нагрузка несколько больше - до 54 часов в неделю) …

Выбор, выбор, выбор…

И снова весна, снова приходится родителям старшеклассников думать, взвешивать, решать на фоне все так же растущих цен и ограниченного семейного бюджета. И снова приходится менять планы – кто-то отказывается от отдыха за границей, кто-то не рискует взять запланированный автокредит, чтобы поменять машину, кто – то переходит на более дешевые покупки.

Да, можно отложить на будущее путешествие или дорогую покупку, чтобы сэкономить в финансово непростое время. Но как быть тем, 30 тысячам семей выпускников? Отложить получение образования вряд ли получится!

И все-таки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил качественное образование и в дальнейшем выстроил успешную карьеру – не ждите лучших времен, позаботьтесь о его будущем прямо сейчас!

О нас

university building

Академическая школа

была создана в 2004 году для реализации программы среднего профессионального образования по направлению информатика и вычислительная техника как "звено" системы непрерывного образования

ПОДРОБНЕЕ...

Почему мы?

Перспективная профессия

Специальность "Программирование в компьютерных системах" - одна из наиболее востребованных на рынке труда в России

Непрерывное обучение

После 9-го класса в ВУЗ? У нас это реально!

Стажировка за границей

Организовано обучение по обмену в рамках программы "BTS IRIS"